Системы связи, телефония

Системы связи используются для организации телефонии и обеспечения эффективной маршрутизации вызовов среди внутренних абонентов дома или офиса. Их функционал также дает возможность при необходимости обеспечить интеграцию с LAN и управление инженерными системами здания.

Принципы построения систем связи

Возможны следующие способы организации телефонной связи:
 
  1. Традиционная аналоговая телефонная сеть,
  2. IP-телефония,
  3. Микросотовая связь на базе станции DECT,
  4. Система связи на базе мини-АТС.

Первые три способа предполагают существенные ограничения по емкости и доступным функциям. В подавляющем большинстве случаев при организации систем связи используют цифровые или аналоговые мини-АТС. Они позволяют организовать единую систему телефонной связи внутри жилого или офисного помещения и могут служить для связи с внешними телефонными линиями, для маршрутизации внешнего вызова к любому внутреннему абоненту, а также для внутренней связи без выхода на внешнюю линию.

Использование мини-АТС предполагает подключение ограниченного количества городских номеров (иногда одного) к большому количеству внутренних абонентов, что дает значительную экономию денежных средств. К тому же, мини-АТС позволяет организовать гибкую, многофункциональную систему связи с возможностью интеграции с другими системами здания.

Возможности и стоимость мини-АТС определяются параметрами, приведенными в Табл. 1:

Критерий Расшифровка
Способ работы Цифровые мини-АТС, в отличие от аналоговых, имеют расширенный набор функций и поддерживают различные протоколы передачи данных (ISDN PRI, ISDN BRI, R2 MFC).
Базовая конфигурация Количество внешних линий (подключаемых городских номеров) и внутренних абонентов.
Максимальная конфигурация Количество внутренних и внешних линий после подключения всех поддерживаемых внутренних и внешних блоков расширения.
От этих параметров зависят возможности мини-АТС и ее стоимость.

Устройства, представленные сегодня на рынке, можно условно разбить на четыре группы.

  1. Аналоговые мини-АТС небольшой емкости (2-8 внешних и 6-24 внутренних линии). Используются в небольших офисах, магазинах, коттеджах.
  2. Беспроводные мини-АТС (DECT-станции) с небольшой начальной емкостью без возможности расширения (2 внешние линии и 6-8 внутренних). В качестве абонентских устройств используются радиотрубки, иногда – аналоговые телефоны. Чаще всего такие системы находят применение в квартирах.
  3. Цифровые мини-АТС различной емкости с возможностью расширения и подключения различных абонентских устройств: беспроводных WiFi-трубок, IP-телефонов, DECT-станций, аналоговых телефонов и проч. Используются в средних и крупных компаниях.
  4. IP-ATC различной емкости с возможностью расширения. Эти станции чаще всего строятся по модульному принципу. Они обеспечивают коммутацию IP-пакетов и позволяют использовать одну и ту же инфраструктуру для LAN и для телефонии. Такие мини-АТС прекрасно подходят для средних и крупных компаний, в том числе с сетью филиалов и территориальных подразделений. 

Абонент для получения доступа к услугам системы связи может использовать следующие устройства:

  1. 1аналоговые телефоны,
  2. IP-телефоны,
  3. цифровые и системные телефоны,
  4. радиотелефоны стандарта DECT,
  5. факсы,
  6. домофоны.

Системы связи для дома и офиса

Как домашние, так и офисные системы связи строятся на базе мини-АТС с различной емкостью. Доступ к общей телефонной сети обеспечивается через провайдеров аналоговых или ISDN-сетей или через операторов IP-телефонии. Различия между домашними и офисными системами заключается в требованиях к функционалу мини-АТС.

Для дома

Чаше всего строятся на базе аналоговых, цифровых или DECT-станций низкой емкости (1-2 внешних каналов и 6-10 внутренних). При настройке домашней системы важно обеспечить:

  1. Интеграцию с центральным контроллером систем «умного дома»,
  2. Программирование телефонов для управления системами безопасности и жизнеобеспечения,
  3. Управление домофоном и электромагнитными замками дверей,
  4. Организация диспетчерской связи с милицией, пожарным отделением, ЧОПом,
  5. Удобство использования телефонной системы: телефонная книжка, голосовая почта, автоответчик и проч.


Рис. 1 -
Пример организации домашней системы связи

Для офиса

Могут значительно различаться как по емкости, так и по функционалу. В зависимости от размеров компании и требований бизнеса, возможно построение офисной системы связи как на базе аналоговой мини-АТС, так и IP-АТС большой емкости. При этом на систему связи могут быть возложены следующие задачи:

  1. Функции автосекретаря с меню, интеграция с контакт-центром,
  2. Прямая связь секретарь-директор,
  3. Запись телефонных переговоров,
  4. Распределение прав доступа к междугородней связи среди внутренних абонентов,
  5. Поддержка селекторов и видеоконференцсвязи,
  6. Поддержка Firewall для безопасности подключения к Интернету,
  7. Системы учета, администрирования и мониторинга системы связи,
  8. Поддержка различных программных приложений,
  9. Организация диспетчерской связи.


Рис. 2 - Пример организации офисной системы связи

Расширение возможностей связи

В большинство мини-АТС заложены возможности наращивания функционала и конфигурации. Например, расширение IP-АТС осуществляется за счет установки лицензий на дополнительные IP-каналы, а также подключения IP-шлюзов, базовых станций DECT, плат расширения для внутренних и внешних абонентов и т.д.  Цифровые мини-АТС при необходимости дополняются модулями на дополнительные внутренние и внешние аналоговые и цифровые линии, VoIP-шлюзами. К аналоговым мини-АТС можно подключить модуль для программирования с ПК, дополнительные модули входов и выходов.


Copyright by Elite-Systems, 2010 г.