18.01.10 : 3D возвращается!

Внедрение объемного (3D) изображения в киноиндустрии сравнимо с тем же переворотом в области кино, которое дало появления в фильмах звука, или переход от черно-белой картинки к цветной. Опыт создания 3D-изображения у голливудских студий есть, и несмотря на сегодняшние финансовые трудности, эта технология должна найти дорогу на экраны наших домашних кинотеатров уже в ближайшее время.

 

Не смотря на то, что на рынке уже существовали 3D ТВ с обратной проекцией фирм Mitsubishi и Samsung (а позже появились и плазменные панели с этой технологией), настоящее «объемное» изображение зрители могли увидеть в кинотеатрах при просмотре фильмов «Беовульф», «В гости к Робинсонам», «Приключения Шаркбоя и Лавы», «U2 3-D», «Ханна Монтана», «Мухнем на луну!», «Кошмар перед Рождеством» и других.

Однако в наступившем 2009 году ситуация на рынке домашнего видео также должна кардинально измениться. Большинство ведущих киностудий вплотную занялись производством 3D-видео, а Disney/Pixar и DreamWorks Animation объявили 3D-технологию основным направлением своей деятельности. В частности, Disney/Pixar планирует выпустить восемь 3D мультфильмов в течение нескольких следующих лет, среди которых продолжения «Истории игрушек» и «Тачек». DreamWorks Animation заявляет, что все ее новые «мультики» будут в 3D, в том числе «Монстры против пришельцев» и «Шрек 4».

Некоторые из маститых режиссеров Голливуда также готовы взять на вооружение новую технологию. Среди ближайших 3D-кинокартин трилогия Питера Джексона и Стивена Спилберга по роману «Приключения Тин Тина» («The Adventures of Tintin»), ремейк «Рождественской истории» Роберта Зимекиса (который теперь снимает только в 3D), и выпуск «в объеме» всех шести серий «Звездных войн».

Однако самой впечатляющей 3D-кинопремьерой этого года надо признать фильм «Аватар» режиссера Джеймса Камерона, который ориентировочно выйдет в декабре, и должен стать самым технически сложной на данный момент. В фильме будет объединена компьютерная графика и «живое» действие, в том числе и цифровые «образы» актеров. Чуть раньше студия выпустит 3D-блокбастер «Ледниковый период 3: Эра динозавров».

Большие сложности

Если 3D-изображение столь хорошо, то почему оно не было принято киноиндустрией еще в 50-х годах прошлого века, в момент своего появления? Во-первых, 3D-фильмы сложны в производстве, и обходятся на 10-20% дороже «обычных». Кроме того, для съемки фильма в 3D нужно две камеры, которые бы работали синхронно – это не такая простая задача. Именно поэтому сейчас большее распространение получили 3D-мультфильмы, которые делаются на компьютерах, а не снимаются на камеру.

Все 3D-фильмы состоят из двух изображений – одно для левого глаза, и одно для правого. Если оба этих изображения правильно синхронизированы, а зритель смотрит на экран через специальные очки, обе картинки для него сливаются в одну, обладающую объемностью. Первые 3D-фильмы демонстрировались с помощью двух кинопроектров, работающих синхронно, каждый из которых отображал картинку своего цвета. Зрители пользовались очками с цветными фильтрами – синим для одного глаза и красным для другого. Из-за того, что изображение от двух проекторов было сложно свести в одно, у зрителей от такого просмотра часто болели глаза или голова.

Не смотря на то, что базовая технология получения 3D-изображения не изменилась, новая цифровая объемная картинка гораздо более качественная, и комфортная для просмотра. Кроме того (и это очень важно) 3D-изображение теперь может формироваться с помощью единственного проектора, который обеспечивает попеременный вывод изображения для левого и правого глаз. Так как обычная частота кадров для цифрового изображения составляет 48 Гц, при формировании 3D-картинки используется утроенная частота кадров 144 Гц, и зритель не замечает этого.

Несколько компаний играют заметную роль на рынке 3D-технологий. В первую очередь это Real D, чьи DLP-проекторы установлены в большинстве кинотеатров в США, демонстрирующих 3D-фильмы. Компания Real D использует технологию круговой поляризации, в которой электронный фильтр кодирует световой поток с различной поляризацией для изображений левого и правого глаз. Соответственно, зрители смотрят на экран через поляризационные очки (с различной поляризаций на каждом стекле). Для правильного отображения такого изображения нужен специальный высокоотражающий экран с серебряным покрытием, однако очки для просмотра получаются недорогие. Сейчас Real D над совершенствованием этой технологии, с целью получения большей яркости изображения (что даст возможность проецировать изображение на экраны большего размера).

Еще один заметный игрок на этом рынке, компания Dolby, использует технологию спектрального распределения. В ней вращающийся фильтр раскладывает основные цвета изображения на отдельные составляющие. Зрители пользуются очками с такими же фильтрами для каждого глаза. Для демонстрации такого 3D-изображения можно использовать обычный экран, а очки являются многоразовыми (сдаются зрителями, и проходят обработку после каждого просмотра).

Компания XpanD предлагает использовать очки с активными ЖК-фильтрами, синхронизированными с проектором с помощью РЧ-сигнала (такая техника уже используется в небольших 3D-кинотеатрах в США), а Джордж Лукас использует технологию компании In-Three для «перевода» своих фильмов «Звездные войны» в 3D. Существует также и 3D-проигрыватель Imax, способный демонстрировать объемное видео на огромных экранах, а также осуществлять перевод изображения с пленки в «цифру».

Наперекор всему

Киноиндустрия до сих пор пребывает в раздумьях на тему, что должно стать основой для продвижения объемного видео – рост числа соответствующим образом оснащенных кинотеатров, или количества 3D-фильмов. По состоянию на лето 2008 года только в 4600 из 37000 кинотеатров Америки использовалось цифровое видеооборудование, и только 1000 из них могла демонстрировать 3D. Все дело в стоимости новой техники – владельцу кинотеатра придется заплатить около 75000 долларов за переход с аналога на «цифру», и еще 25000 долларов за приобретение аппаратуры для воспроизведения объемного видео.

Однако есть и хорошие новости. Так как билет на 3D фильм дороже (на 2-5 долларов) чем на «обычный» фильм, сборы кинотеатров, демонстрирующих объемное кино, также возрастут. Кроме того, настоящий 3D фильм можно увидеть только в кинотеатре, а значит и угроза со стороны «пиратов» устраняется (да и сняв в кинозале 3D фильм на камеру, ничего хорошего вы не увидите).

3D для дома

Хотя почти все домашние видеопроекторы и ТВ с обратной проекцией могут отображать 3D-видео, такой контент пока в основном ограничен программами для PC, а для просмотра объемного изображения нужны специальные очки и ПО. Кроме того, угол обзора 3D-изображения довольно узкий. Поэтому пользователи пока отдают предпочтение просмотру 3D-видео с помощью совместимых DVD-плееров (компания Mitsubishi сейчас работает над созданием BD-плеера, который бы мог конвертировать обычное видео в 3D «налету»). В последнее время вышло несколько дисковых 3D-релизов (например, «Ханна Монтана», «Полярный экспресс», «Путешествие к центру Земли 3D»), комплектуемые недорогими очками с разноцветными фильтрами. По сравнению с тем, что можно увидеть в кинотеатре, 3D-эффект при просмотре этих фильмов дома не слишком убедителен.

Одним из препятствий к продвижению домашних 3D-технологий является отсутствие единых стандартов в этой области. С целью исправления этой ситуации Сообщество теле и кино инженеров выработало единые стандарты записи 3D-изображений киностудиями, а также стандарты их передачи по кабельным, спутниковым или интернет-каналам, записи на DVD или Blu-ray, и даже требования к телевизорам и компьютерным мониторам. Blu-ray Disc ассоциация, 3-D@Home Consortium, фирмы занятые производством домашней электроники и комплектующих также изучают возможность перехода на 3D.

И хотя в настоящее время объемное изображение еще не завоевало наши домашние кинотеатры, этот момент становится все ближе.


По материалам сайта HDTV.ru




Дополнительно по теме: