19.03.14 : Точки роста в энергосбережении

Кто сдерживает развитие энергоэффективного строительства в России?

 
В России пока невыгодно вкладываться в строительство энергоэффективных домов, но продажи теплоизоляционных материалов приносят стабильный доход. Около 40% общего энергопотребления в Европе приходится на различные здания. «Поэтому с каждым годом все большее внимание уделяется снижению энергетических затрат как при строительстве, так и при эксплуатации зданий, – утверждает Андрей Аннояров, директор по производству компании Proplex. – Например, в Германии по закону дом не может возводиться без утепления (в России может). В Австрии, чтобы получить разрешение на строительство коттеджа, его потребность в тепле не должна превышать 66,5 кВт·ч в год на кв. м (при эксплуатации старых зданий допускается расход 225 кВт·ч в год на кв. м)». В России же энергопотребление в домах – от 400 до 600 кВт·ч в год на кв. м (см. также рис. 1). Власти обещают снизить показатели энергопотребления на 45% к 2020 году, но на практике мало что готово для реализации этих планов. Причины ясны.
 
 

«Пассивные» (энергоэффективные) дома в России

 2011 год. Возведение первого сертифицированного «пассивного» дома в Москве (компания «Мосстрой-31»)

 2013 год. Начало возведения в Туле энергоэффективного дома общей площадью 900 кв. м (компания «Гринстрой»)

 2014 год. Компания  «Роснано» запланировала построить в Москве энергоэффективные дом, школу и детский сад. Предполагается, что здания послужат основой для типовых проектов в жилищном строительстве по всей России

Всего: несколько десятков домов, часть из них – PR-проекты производителей стройматериалов

 

  • Нет необходимой законодательной базы; например, в России отсутствует единая классификация энергоэффективных зданий. Виктор Тремзин, директор службы маркетинга компании «Мосстрой-31», считает нужным также законодательно запретить выдачу разрешений на строительство домов без утепления.
  • Сильному энергетическому лобби невыгодно развитие энергоэффективного строительства: такие дома предполагают в два раза меньшие затраты энергии, а значит, поставщики этих ресурсов будут терять часть прибыли.

 

Строительные компании сталкиваются с бюрократическими препонами. Анна Шульдешова,руководитель направления по экологии компании Mirland Development Corporation, отмечает: «По-прежнему трудно получить согласование на энергоэффективные инженерные решения, например на сокращение потребляемой мощности в доме. Аналогичная ситуация складывается с водой – существует очень строгий регламент по водоотведению. Чтобы как-то переломить ситуацию, наша компания вошла в состав сообщества, сформированного Российской гильдией управляющих и девелоперов с целью разработки профессионального стандарта в области энергоэффективности и экологичности».

Западный опыт идет на пользу российским производителям

Сегодня в России объемы производства энергоэффективных материалов в пересчете на душу населения в четыре-пять раз ниже, чем в Швеции, Финляндии, Германии или США. Однако по сравнению с 1990-ми годами ситуация меняется к лучшему: тогда большинство строительных материалов импортировалось в Россию, а теперь появились и отечественные производители. Чтобы отстаивать свои интересы, они объединяются в отраслевые организации, например в некоммерческое партнерство «Росизол» (производство минеральной ваты), Ассоциацию производителей и поставщиков пенополистирола (АППП) и Российскую ассоциацию производителей экструдированного пенополистирола (РАПЭКС). Эти организации разрабатывают стандарты, позволяющие сравнивать характеристики российской и импортной продукции. Например, «Росизол» разработал 38 межгосударственных стандартов для теплоизоляционной продукции в целом и для изделий из минеральной ваты в частности. Они позволяют практически без изменений перенимать европейскую практику.

В частном секторе будет расти спрос на энергоэффективные материалы

По данным Елены Кузнецовой, директора по маркетингу направления «каменная вата» корпорации «ТехноНиколь», самыми крупными сегментами рынка теплоизоляционных материалов являются: экструзионный и беспрессовый пенополистиролы, полимеры и пр. (30%), каменная вата (40%) и стекловата (30%). В 2013 году прирост рынка таких материалов в России составил около 11%. Другие эксперты также разделяют мнение, что в сегменте частного строительства доля применения энергоэффективных материалов будет увеличиваться. Рост спроса ведет к повышению тарифов и цен на подключение к сетям: люди ищут способ радикально снизить энергозатраты. «Возведение частных домов с утеплением обходится на 10–15% дороже, однако расходы окупаются через несколько лет за счет меньшего потребления энергии, – поясняет Виктор Тремзин. – Кроме того, некоторые утеплители (например, пенополистирол) имеют срок службы 90 лет. Человек сможет долго эксплуатировать такой дом и экономить».

Остается убедить потребителей, что отечественные материалы не хуже импортных: «Считается, что на европейских заводах более современное оборудование, поэтому выпускаемые изделия имеют более высокое качество, чем отечественные. Но это не так, – объясняет Андрей Аннояров. – Например, мы в производстве оконных профилей и комплектующих сделали ставку на лучшее европейское оборудование. Одно из последних изобретений – смесь ПВХ, обеспечивающая энергоэффективность, морозостойкость и долговечность (не менее 60 лет) конечного изделия. Оконные профили из такого материала можно устанавливать в Якутии и на Таймыре».

 

Журнал "Генеральный Директор, март 2014 г.